Изучение

Часть I. Общая (ниже на странице)

Часть II. Не только на зубок (в процессе создания)

Монеты (и счетоны) — незаменимый источник информации о прошлом. С учетом того, что их выпуск регулировался властями, то изображения, легенды, размеры, форма, вес, состав, частота появления в находках, могут немало рассказать и о самой власти, и о государстве, и о том, что могло происходить во время выпуска и хождения этих монет. Важно суметь извлечь из монеты и потом правильно и максимально достоверно интерпретировать информацию (чем нынешняя квази-наука История и ее близняшка-сестрица Нумизматика нас не балуют).

При исследовавнии монеты (счетона) в первую очередь требуется установить дату и место выпуска, а так же — кем выпуск был авторизован.

Для современных монет эти три фактора являются обязательным атрибутом, присутствующим на изображении. Почему это так важно? Потому что для хождения, оборота данной конкретной монеты необходимы гарантии того, что:
1) она имеет хождение на данной территории
2) она не устарела
3) ее можно обменять на соответствующее количество товара (т.е. купить на нее некий товар)

Когда монеты изготавливались из серебра и золота, предназначение монеты было в том, чтобы иметь под рукой в удобном для учета виде строго определенное количество драгметалла,  гарантированного качества для обмена на товары. При этом именно изображение и легенда монеты сообщали продавцу и покупателю, что перечисленные выше три пункта соблюдены, и что монеты действительно содержат то самое положенное количество драгметалла положенной пробы.
Все, чем обладали при покупке-продаже обе стороны в средние века — это органы чувств и весы. Монету рассматривали — тот ли цвет, цела ли она, не стерта ли; пробовали на зуб — достаточно ли мягок металл; нюхали — золотые деньги не пахнут, а медные сплавы даже очень при соприкосновении с кожей; монеты взвешивали. Однако, только штамп гаранта, по сути дела — знак пробы — гарантировал, что монета действительно содержит положенное количество драгметалла.
Таким образом, изображение на монете гаратировало качество, а наличие изображения по всей площади монеты гарантировало количество — если какая-то часть монеты «откушена», это сразу становится заметно по нарушенному изображению. Первично для предотвращения механической порчи использовалось нанесение штриховой насечки по краю монеты с обеих сторон, а после изобретения гуртильного станка — нанесение насечки по всему гурту.

A.Stahl сообщает, что в 1366 году некто приобрел единовременно несколько партий Венецианских сольдино по 100 000 монет, именно в целях отделения незначительного количества драгметалла от каждой таким образом, чтобы далее сбыть монеты по номиналу, а из полученных обрезков выплавить себе немного прибыли. Во время ареста у него было обнаружено обрезков еще на 35 000 монет.

То есть мы видим, что превращение бесформенного куска драгоценного металла в плоскую монету произошло исходя из требований практической необходимости и удобства использования, а именно — монета:

1) получила узнаваемое изображение гаранта ее качества, что обеспечило благожелательное принятие ее в обмен на товары

2) получила изображение по всей площади металла для защиты от механической «порчи»

3) стала плоской, потому что для защиты всей поверхности куска металла необходимо и достаточно нанести  изображения на две поверхности (осталась менее актуальная проблема защиты гурта, решенная с развитием технологии).

D.Sellwood и C.Stannard отмечают, что как античные, так и средневековые производители монет скорее контролировали вес  «al marco», нежели «al peso», т.е. выпускаемая группа монет имела определенный вес, тогда как вес каждого из фланов мог отличаться от среднего. Полагаю, что это было вполне допустимо, пока производились расчеты «по-крупному».

Как только расчеты монетами на вес заменяются расчетами на штуки, вот тогда и возникают ДЕНЬГИ, как таковые, ибо тут же начинаются всевозможные попытки власть имущих подсунуть народу в обмен на их товары (неважно — это реальные товары, или работа) то же количество монет, только «испорченных», то есть отвязать номинал от золотого содержания. А испортить монету из драгметалла возможно лишь двумя путями — либо непосредственно уменьшить размеры (и вес, соответственно), но это сразу становится очевидно, либо уменьшить содержание драгметалла, то есть ухудшить пробу (а алхимики, полагаю, старательно работали над тем, чтобы это содержание свести вообще к нулю, что, в конце-концов и произошло, когда перешли сначала к медным, потом — к бумажным, а теперь и вовсе — к виртуальным деньгам).

При изучении монет, прежде чем приступать к определению монетного двора и датировке,  A.Burnett предлагает применять следующую методику:

Группировка.

Изучение типологии.

Монеты можно группировать, причем на несколько уровней «вглубь»,  исходя из выявленных особенностей дизайна. Например, на первом уровне — по различным авторизующим персонам (например — королям), далее — по различиям в портретах, легендах.

Изучение стиля.

До XX века этот метод вместе с предыдущим были основными в нумизматике. Иногда возможно выявить стиль определенного мастера и это позволяет группировать монеты. Однако, если оценка стиля не имеет достаточных оснований или бессистемна, то это приводит к ошибкам, вследствие которых метод пользуется дурной славой. Поэтому желательно, чтобы были описаны критерии, по которым монета относится к тому или иному стилю. Но и в этом случае возможны ошибки, когда, например над изображениями работало несколько граверов, стили которых отличались, а монеты относили к различным монетным дворам.

Изучение пуансонов.

Нанесение изображения на штамп (матрицу) часто производилось с помощью пуансона. Это мог быть мелкий или средний элемент изображения или легенды.  Внимательное изучение монет позволяет выявить, какие их них изготавливались с помощью одних и тех же пуансонов (например,имевших некий характерный дефект), что дает возможность установить непосредственную связь между монетами.

Изучение штампов.

Наиболее информативно изучение штампов, которое также позволяет выявить непосредственную связь между монетами и с большой вероятностью утверждать, что они были изготовления в один и тот же период времени в одном и том же месте. Это становится еще более информативным, если две монеты отштампованы с одной стороны одним и тем же штампом, а с другой — разными. Скорее всего, такие монеты были изготовлены на одном и том же монетном дворе, хотя имеются и исключения из этого правила.

Сообщается, что данный метод стал применяться только в XX веке (первый отчет о подобном исследовании греческих монет был опубликован в 1906 году), с развитием фотографии, до этого считалось, что такой связи не существует.

 

Жетон из моей коллекции

Для счетонов все эти методы точно так же подходят, в чем можно убедиться на примере двух экземпляров, аверсы которых несут портреты Александра I (правил 1801-1825) и Людовика XVIII (правил 1795-1824). Это работа одного из мастеров семьи  Lauer. На реверсе изображена Юстиция венчающая пирамиду.

На анимации видна полная идентичность реверсов обоих счетонов, вплоть до мельчайших дефектов, за исключением крупного дефекта на гербе пирамиды счетона с  Александром.

   

 

Вспомогательные методы.

Одним из источников информации является взаимная ориентация аверса и реверса. Если, глядя на аверс (например, портрет), взять монету (счетон) двумя пальцами сверху и снизу и повернуть, то изображение на реверсе либо будет ориентировано правильно, либо повернуто. Часто угол поворота считают в часах. Если правильная ориентация реверса сохраняется, то это 12 часов, если нет, то соответственно «верх» смотрит на определенный час.

С учетом того, что штемпели имели в сечении различную конфигурацию, причем более старые — цилиндр, более поздние — квадрат, то ориентация аверса и реверса то хаотична, то составляет 3 — 6 — 9 — 12 часов (в случае квадратного сечения), и некоторые монетные дворы придерживались определенной ориентации. Таким образом сравнение ориентации нескольких монет может увеличить или уменьшить вероятность того, что монеты принадлежат к одной группе.

Вес — еще один фактор, способствующий верной группировке. Монеты, особенно из драгметаллов, изготавливались таким образом, что их некоторое количество имело строго определенный стандартный вес. Причем, периодически стандарт менялся и, зная, когда это происходило можно так же, взвешивая монеты, сделать определенные выводы.

Анализ состава монеты может многое рассказать, в том числе и о методе ее обработки, но для этого требуется лабораторное оборудование и иметь определенные знания в области физики, химии и металловедения. А как же, позвольте, определяли качество монет в средние века, когда ни знаний, ни оборудования не было? На зубок и по запаху — однозначно. Но в стационарных условиях, на монетных дворах, применяли так же тестирование на пробирном камне и «огневой метод». Об этом — более подробно в заметке «Не только на зубок«.

Определение монетного двора.

(Скоро будет дополнено)

Датировка.

(Скоро будет дополнено)

 

Часть II. Не только на зубок (в процессе создания)