Матрицы и пуансоны

Часть I. С помощью молотка и … матери

Часть II. Кручу-верчу: монету сделать хочу

Часть III. Матрицы и пуансоны (ниже на странице)

Часть IV. Матрицы и Патрицы

Финальный удар по флану — будь то молотком, молотом, прессом завершал длинную цепочку действий, превращавших кусок металла в монету, счетон или медаль. Но, помимо работы над самим куском металла, необходимо было тщательно потрудиться над всем остальным — штемпелями, матрицами и целым набором инструментов, с помощью которых все это изготавливалось. Целая технологическая цепочка, из которой, как слово из песни — не выкинешь ни одного звена.

Остановимся подробнее на изготовлении штемпелей — зеркального отображения аверса и реверса, в изготовлении которых и проявлялось основное мастерство гравировщика.

Штемпели изготавливались из литых и кованых железных цилиндров 18-30 см длиной. Нижний штемпель, подвергавшийся износу меньше верхнего, по которому наносились удары, нес зеркальное изображение аверса и имел на конце шип, с помощью которго крепился намертво в деревянной колоде. Рабочий торец каждого штемпеля тщательно обрабатывался и полировался перед нанесением изображения.

Применявшихся приемов было два — нанесение изображения пуансоном и резцом.

Пуансон — это керн определенной формы, который мог иметь вид точки, прямолинейного или изогнутого штриха, галки, треугольного клина,   кружка, кольца, звездочки, розетки и т.д. вплоть до буквы целиком, превращаясь, по сути в литеру.

(С учетом того, что и древним греклянам приписывается использование точно такого же набора инструментов, вполне закономерен вопрос, который задал себе T.Sawyer: «Для меня всегда оставалось загадкой, как, изобретя столь рано технологию воспроизводства изображений и цепочек слов на монетах с помощью штемпелей, у человечества взяло добрых два тысячелетия нанести на них чернила«. В русле традиционной истории на этот вопрос ответа нет. Если же начать пользоваться мозгом по назначению, то незамедлительно станет ясно — эти процессы могли произойти только одновременно, настолько они взаимосвязаны! Хотя и дата начала книгопечатания также отнесена историками в прошлое, но не настолько далеко, как изготовление монет и уж, по любому — изготовление монет с помощью пуансонов и штемпелей произошло не ранее 1450 года, когда, как считается, появилась первая печатная книга — библия Гуттенберга.)

С помощью следующих нескольких незатейливых пуансонов исполнялись как различные детали изображений, так и различные буквы:

Данные надписи читаются: +ANFONS COMES (Count Alfonso) и +TOLOSA CIVI (City of Toulouse)

Можно было обойтись и меньшим количеством инструментария:

SAN’TI AINAINO (saint-Aignan)

Вот изображение самих пуансонов, варианты и результат их применения:

 Д.Брацун изучил процесс нанесения легенд и изображений на монеты под микроскопом.

За образец была взята вот эта тетрадрахма:

Были исследованы буквы E, Z и H:

Для всех трех использовалось два, максимум три пуансона, причем треугольным создавалась «основа» а прямым, в виде стамески,  производилось соединение треугольников и нанесение поперечных перекладин. Скругление в букве «Е» было получено многократными ударами по  прямой стамеске с одновременным разворотом. Отлично видно, как грубо выходят за границы букв прямые насечки. Никаких манипуляций резцом не выявлено.

Изображения требуют большей изобретательности.

Дмитрий отмечает: » Удивительно, но и тут сразу бросается в глаза, что довольно таки сложное макро-изображение орла на микроуровне состоит из примитивных элементов. Скажем, характерные завитушки в оперении орла выполнены не резцом, как можно было бы ожидать, а специальным пуансоном! На это указывает характерная каверна на инструменте, которая повторяется на каждом элементе этой завитушки. Мы видим, что мастер иногда проворачивает пуансон вокруг оси, меняет силу удара молоточка по инструменту, меняет угол наклона пуансона к плоскости штемпеля и т.д. — то есть использует целый набор движений для придания разнообразия и живости изображению.»

Мастер не брезгует этим пуансоном и для исполнения глаза на портрете, минимум средств для максимума выразительности:

В.Хомутов приводит еще один пример исследования:

Видно, что буквы N, M, I выполнены с помощью двух пуансонов. А вот использование единого пуансона для выполнения букв S, четко виден повторяющийся дефект:

В.Хомутов отмечает: «Используя заготовленные пуансоны букв, мастера по предварительной разметке набивали на поверхности штемпеля зеркально отраженный текст легенды. Следы разметки по технологии убирались после финальной полировки торца штемпеля. Но когда эту процедуру пропускали, или линия разметки была слишком глубокой, на поверхности монеты оставались неубранные «строительные леса», которые портили внешний вид монеты.»

И так же приводится пример использования одного и того же пуансона для получения различных изображений (волосы короля и грива льва):

Предварительные выводы:

Форма шрифта напрямую зависела от развития технологии, которой обладали гравировщики и развивалась она от простого к сложному. Изготовление пуансона, штемпеля, самой монеты (жетона) требует умений и навыков в инструментальном, литейном, кузнечном, гравировальном деле, тем более сложных, чем более твердые металлы употребляются для изготовления — монеты — штемпеля — пуансона — резца. От простых и грубых элементарных форм (круг, треугольник, прямоугольник, черта, дуга, кольцо) двигались к пуансонам более замысловатым и изящным, вплоть до пуансонов для целых букв или частей изображения (например, для целой головы, как это видно на примере с головой счетчика). Совершенствующееся умение  изготавливать все более твердые пуансоны и штемпели позволяло переходить к все более тонким и изящным шрифтам. Усложнялся инструментарий гравировщика — от резца, пуансона и молотка — до гравировального бура. Все эти факторы требуют дальнейшего изучения в совокупности, что позволит выявить ключевые признаки, по которым монету или счетон можно будет отнести в то столетие, в котором они были реально изготовлены.

Часть IV. Матрицы и Патрицы