Как и — из чего

Часть I. С помощью молотка и … матери (ниже на странице)

Часть II. Кручу-верчу: монету сделать хочу

Часть III. Матрицы и пуансоны

Часть IV. Матрицы и Патрицы

*******

Жетон из моей коллекции

Ручная чеканка

Монетное дело (как и счетонное — это два неразрывных процесса со своими нюансами) пошло с молотка. Выглядело это так:

 Золото или серебро (для иных металлов процесс был аналогичен) помещали в нагретый, изготовленный специальным образом керамический тигель в форме обратного конуса и помещали в печь. Печи для золота и серебра были разные, первые были известны во Франции под именем a soufflet, а вторые — под именем a vent. После того, как металл расплавился, его отливали в формы слитками. Слитки еще раз нагревали и на наковальне выковывали в пруты. Пруты разделяли на болванки, примерно толщиной с монету и ножницами доводили до правильного веса, затем щипцами перемещали на наковальню и оббивали молотком, скругляя и сглаживая все неровности по торцу, оставшиеся от обрезки ножницами.

Приготовленные таким образом заготовки назывались фланами, и они были готовы к отбелке. Для этого фланы вновь нагревались, растрясались в медном решете и отбрасывались в кипящую воду с пищевой солью и золой пережженых винных осадков. В этом растворе они вываривались до полного осветления, вновь вываливались в решето и просушивались.

После этого фланы передавались в отделочных цех для нанесения изображений и легенд. У каждого работника было два штемпеля с зеркальными отражениями обеих сторон монеты — нижний (pile) и верхний — (trussel). Нижний, заостренный, был 20-25 см длиной  и намертво вбивался в деревянную колоду. Флан клался на нижний штемпель, накрывался верхним, который удерживался перекрученным прутом или просто рукой и мастер наносил по верхнему штемпелю удары молотом, пока изображение не отпечатывалось на флане.

Такой тип чеканки в Германии получил название «чеканка кулаком» (Pragen mit der Faust). Для производства даже небольшой монеты приходилось прикладывать значительные физические усилия. Был высок уровень мелкого брака. Заготовка не всегда ровно ложилась на нижний штемпель, выскальзывала из под-верхнего,  силы удара не всегда хватало для прочеканки за один проход. В результате изображения теряли центровку, смещались, задваивались. Это делало КАЖДУЮ монету и КАЖДЫЙ счетон индивидуальным, что, с точки зрения борьбы с фальшивомонетничеством является недостатком для монеты и — с точки зрения уникальности — преимуществом для счетона! (Счетоны, вроде бы, никто не подделывал.)

Легенда наносилась завершающим этапом с помощью пуансонов, несших соответствующий набор букв (или слов).

Счетоны, в силу их явно меньшего размера и толщины, должно было изготавливать легче, но не надо забывать, что делались они, в основном, не из мягких серебра и золота, а из меди и латуни, твердость которых в полтора-два раза выше.

Такая технология использовалась вплоть до изобретения винтового пресса, что произошло аж в 1561 году (но в Англию это изобретение почему-то добралось только 70 лет спустя, что наводит на необходимость присмотреться к этим датам повнимательнее! Пахнет палёным.) О винтовом прессе — в следующем разделе.

Молотовые прессы

Естественно, осуществлялись попытки использовать все более тяжелый молот для чеканки все более крупной монеты. В Германии и Швеции применялсятак называемый «клипверк» — колонна с тяжелым молотом, поднимаемым с помощью рычага.

(Подробное описание и рисунки будут добавлены)

Обращу Ваше внимание на колоссальную трудоемкость (при том, что монеты для обращения в государстве требуется немеряно) и довольно сложную технологическую цепочку процесса, которая только-только обретала свои черты и — напомню о греклянских нумизматических красотах…

Вы скажете — «Но, позвольте, ведь греклянские монеты в подавляющем большинстве были литыми!»

«Именно!» — подхвачу я, и добавлю: «Технология холодной ковки была не по зубам тем, кто их отливал, будь то — самим греклянам или фальшивомонетчикам, разгулявшимся в XVII-XIX веках на просторах разжигаемого ими же интереса к древностям.»

Хотя, попадались и крупные специалисты в этом нелегком деле.

Часть II. Кручу-верчу: монету сделать хочу