Счетчик и абак

Это моя любимая серия — прямо-таки квинтэссенция сайта: счётчик за абаком. Счетоны про счетоны.

Р.Левинсон довольно удачно подразделяет их на следующие типы, в развитии:

Группа А, самые ранние, около (до?) 1550 г.

  

Жетон из моей коллекции

Типичный, в готическом стиле шрифт, обычно относимый к  монетам XV века: готическая «А» и изредка — готические «Е» и «Н», а буквы «W» почти никогда нет. В целом надпись неровная и грубая, буквы часто перевернуты, разного размера и не выровнены относительно друг друга. На аверсе — застывшая фигура молодого, выбритого счётчика — с шапкой-«блином» на голове, с условными, в виде палочек, ногами, видными под столом. На счётном столе — кошель (обычно слева), счетоны в центре и открытая книга счетов с разлинованными страничками. На аверсе — простые волнообразные линии, колечки или звездочки, или их комбинации. Ориентация аверса и реверса хаотичная.

Группа B, ранние экземпляры мастера Hans Schultes I (1550 — 1574):

 

 

 

 

Жетон из моей коллекции

Жетон из моей коллекции

Буквы этой группы так же грубы, но уже слегка модернизированы. Используется новая форма букв «A», » H» и «E»;  «D» и/или «G» перевернуты и  «W» обычно отсутствует. Алфавит в основном, но не всегда, заключен в квадратную рамку. На реверсе часто инициалы или имя мастера, и в целом все надписи и рисунки более четкие, чем не счетонах группы А. На аверсе присутствуют такие элементы как розетки, звездочки и линии в целом выполнены аккуратнее. Одежда счетчика более детализированна, но ножки-палочки все также торчат из-под стола, сам он все так же выбрит и одет в шапочку-блин. Предметы на столе бывают разного размера и количества.

Группа С, разновидности датированных жетонов мастера Damian Krauwinckel (1543 — 1581):

 

 

 

 

Жетон из моей коллекции

За исключением единственного экземпляра мастера Krauwinckel, Egydius (1570 — 1613), датированного 1572 годом , все остальные датированные счетоны серии «Счетчик за абаком» относятся к делу рук его отца Дамиана. То, что последний датировал не только счетоны этой серии, но и все свои другие — уже необычно само по себе. Почти все его счетоны со счетчиком несут на себе застывшую дату — 1553. Есть с еще несколькими датами: 1559, 1579 и 1581 — они крайне редки. Будучи знатным датировщиком, Дамиан не обладал таким же мастерством, как его брат Hans I или современник Hans Schultes I. Аверсы его счетонов крайне грубы, пространства между фигурами заполнены кружками, которые, возможно, изображают счетоны, так как ничем — ни размером, ни формой, не отличаются от изображенных на столе.

Жетон из моей коллекции

На более поздних, датированных 1553 годом, кружки заменены на звездочки, розетки или волнистые линии, но  крайне нечеткие. Алфавит и дата на реверсе ничем не окаймлены и буквы новее, готических более нет, и «W» уже присутствует, но их гравировка крайне груба.

*Обратите внимание на то, что у двух показанных выше счетонов из моей коллекции использовался один и тот же штемпель реверса — одинаковы характерные дефекты: укороченная верхняя перекладина буквы «E», наплыв справа внизу внутри буквы «O» и  — точка между цифрами 1 и 5. Кстати, на фото из каталога дефекты аналогичны.

 Группа D, признаки модернизации:

Жетон из моей коллекции

Изображение счетчика более реалистично, с дополнительными чертами лица, голова слегка склонена вперед к его левому плечу. Он все так же чисто выбрит и одет в шапку-блин. На столе, который выгравирован с большей тщательностью — счетоны, расположенные в некоем порядке, а не просто вывалены бесформенной кучей. Знакомые нам мешочек и книга счетов исчезли. Стол имеет разлиновку, указывающую на номинал счетонов. Композиция аверса продумана, элементы симметрично размещены. Ноги счетчика уменьшились и стали выглядеть реалистичнее, иногда их вообще не видно. Буквы на реверсе еще более новые, «G» более не перевернуто никогда, «D» — изредка. В целом, буквы стали тоньше, менее похожи на блоки, более изящны. Они выровнялись по размеру и взаимному расположению, часто разделены на группы горизонтальными линиями. Элементы реверса более детализированы и привлекательны. Параллельная (т.е. 12-часовая, или медальная) ориентация аверса и реверса говорят о том, что они выпущены не ранее 1580 года.

Группа Е, переходный стиль:

Жетон из моей коллекции

В облике счетчика произошли значительные перемены: он изображен пожилым, бородатым, либо вовсе без головного убора, либо в большой шляпе и повернутый скорее в анфас, нежели в профиль. Ног не видно. Традиционное изображение стола и экипировки на нем предано забвению, зато деталировка предметов, занимающих большую часть стола более тщательная и привлекательная. Все счетоны имеют инициалы или подпись мастера. Хотя группа Е и не является высшим достижением в счетонном деле, тем не менее, нельзя не отметить значительную эволюцию и более высокий уровень техники.

Группа F, высококачественные экземпляры мастера Krauwinckel, Hans II (1586 — 1635):

Жетон из моей коллекции

Короткие серии, выпущенные мастерской мастера Krauwinckel, Hans II, являются вершиной в рассматриваемом ряду счетонов. Великолепная техника гравировки дополняется тщательно выверенной композицией и абсолютно новым шрифтом. На некоторых счетонах счетчик полностью анфас, точно так же, как это было у старшего брата Эдигиуса. Лицо счетчика исполнено мудрости. Детализация аккуратно подстриженной бороды  и отделки рукавов очень высока. Аверс весь декорирован, хоть и лаконичен. буквы на реверсе выверены по размеру, они меньше и аккуратнее. Все группы букв подчеркнуты, используется современный латинский алфавит.

Группа G, превращение в игровые жетоны:

        Жетон из моей коллекции

Совершенно новый стиль, что неудивительно, с учетом того, что сменились целые поколения мастеров и время счетонов прошло. После 1625 года жетоны не использовались более для расчетов, а только для игр. На самом последнем образце серии «Счетчик и абак» у счетчика совершенно другой облик — и одежда и выражение лица, схожий с тем, что можно увидеть на монетах в конце XVII века. Изображение очень стилизовано, алфавит соответствует типографским образцам, выходившим в то время из-под печатного стана, стандартизировавшего шрифты,  применена усовершенствованная техника гравировки.

 *******

Данные жетоны интересны не только тем, что повествуют о своем предназначении, но и еще несколькими моментами:

  • Для чего на жетонах размещен алфавит? Причем мастера первых жетонов не очень-то хорошо с ним знакомы (или написание еще не устаканилось окончательно) — путается ориентация букв. Это — средство его популяризации и обучения масс? Значит, он в этом виде только вошел в оборот?
  • Существует вопрос — отчего жетоны мастера Krauwinckel Damian  (1543 — 1581) настолько сильно отличаются по качеству исполнения (существенно в худшую сторону) от жетонов его брата Krauwinckel Hans I (1562 — 1586) и его современника Schultes Hans I (1550 — 1574)??!
  • Отчего жетоны Krauwinckel Damian в подавляющем своем большинстве несут застывшую дату 1553?

Возможно ли, отталкиваясь от тезиса «один период времени =  +/-одна и та же технология» более точно выявить показатели качества счетонов для каждого из веков: XIV, XV, XVI, XII, XVIII?

Великий нумерологНесомненно, что изучение становления латинского шрифта на примере данной серии счетонов может помочь много прояснить и расставить по правильным местам. Ведь в монетной и счетонной палеографии творится полная чехарда! (А как могло быть иначе, если со времен Скалигера (1540 — 1609) перетряхивали исторические периоды основываясь на нумерологии и политическом заказе в ущерб какой бы то ни было истине?!)

Все, что справедливо в этом отношении для счетонов, будет справедливо и для монет, со всеми вытекающими последствиями.

Это  — одно из направлений моих дальнейших исследований.