Какие они?

Разнообразные и прекрасные.

Как уже упоминалось, их исполняли из меди, бронзы, латуни, свинца, серебра, золота. Существуют и биметаллические, например с центром из меди и ободом из латуни, они выглядят очень эффектно.

Конечно, самый многочисленный эшелон, являющийся основой всех нынешних коллекций, составляют изготовленные из меди и ее сплавов. Тому, что они сохранились в таком количестве, способствовало отсутствие интереса тех, кто извлекал выгоду при переплавке более дорогостоящих метизделий: их дешевизна была их ангелом-спасителем. Наиболее ранние счетоны из латуни относятся к середине XIV века. Редко попадаются медные или бронзовые Французские счетоны до эпохи Людовика XIV (правил в 1643-1715).

Barnard утверждает, что свинцовые счетоны имеют более позднее происхождение, чем латунные. После 1500 года появляются латунные счетоны с покрытием, например с позолотой.

Счетоны — преимущественно круглой формы (часто, в виду несовершенства технологии изготовления — овальной). В XVIII веке было выпущено ограниченное число 8-ми, и еще меньше — 6-гранных счетонов.

О толщине упоминалось, что  счетоны обычно всегда тоньше монеты, но попадаются и довольно толстые, например, XVго века из Турне.

Определенно у счетонов очень низкий рельеф, с монетой или медалью не перепутать. Это обусловлено их предназначением — постоянно перемещатся и стойко держаться стопками. Высокий рельеф этому помеха.

Счетоны выпускались как государственными учреждениями, так и частными конторами, которым, тем не менее требовалось официальное разрешение властей на такую деятельность, которая всегда регулировалась государством.

Разнообразие счетонов, как официальных, так и частных, бесконечно. Многие схожи с монетами и гравировались теми же мастерами. Для того, чтобы предупредить путаницу, на счетонах стояло словесное указание о его назначении. Но во Франции например, в 1362 году был введен запрет на счетоны из серебра, которых стало так много, что они начали конкурировать с деньгами.

 Жетон из моей коллекции

Самые старинные жетоны грубы выделкой и аскетичны видом. У них нет легенд. Дизайн минималистичен. До XV века, как и на деньгах того периода с одной стороны — чаще всего крест какой-либо формы или изображение какого-либо бытового предмета — ключа, весов, грабель и т.д. и — повтор того же символа на обороте. Одинаковые аверс и реверс — это признак старины. На других встречается условная «голова» правителя, герб, монограмма или просто буква.

Barnard отмечает, что эта простота счетонов XIV-начала XV века постепенно усложняется декорацией в готическом стиле и, в конце-концов уступает место вкусам Ренессанса, «возвращаются» портреты в духе древних греклян.

В течение XVI века происходит увеличение типов и усложнение детализации, появляется больше информации, развивается символика, счетоны становятся носителем идеи, аллегории, на них появляются ребусы, загадки, начинают отражаться реальные события, у счетонов появляется «медальный элемент». Полагаю, что счетоны и есть предок медалей.

Жетон из моей коллекции

 

Часть счетонов несет религиозную символику, например образ Св.Марка-евангелиста в виде крылатого льва в нимбе со святым писанием в лапе.

 

 

Понятное дело, совершенствуется технология изготовления, а до изобретения винтового пресса в 1561 году, счетоны изготовлялись с помощью двух матриц и молотка.

Нам важно отметить, что согласно официальной, признанной информации — становление счетонного дела произошло на стыке XV и XVI веков, что счетоны изменялись от простого к сложному, что естественно и верно для развития любого ремесла.

Счетонам повезло — историки-борзописцы не приписали им греклянской древности, возможно в Жетон из моей коллекциисилу определенного табу (в ходе Французской революции, которая покончила с официальным использованием жетонов, например, была уничтожена часть коллекции Лувра с ликами прежних правителей и монархов!), поэтому размах фальсификаций, которым могла быть подвергнута информация о них ограничивается, по крайней мере периодом нескольких столетий, что дает шанс выявить истину, а то, что технология счетонного дела была идентична монетному делу того времени вообще — дает возможность навести мало-мальский порядок и в нумизматической сфере.

Для начала простой вывод: НИКАКИХ СЛОЖНЫХ, ИЗЫСКАНЫХ МОНЕТ до XVI века БЫТЬ НЕ МОГЛО! А ДО XV ВЕКА НЕ БЫЛО МОНЕТ С ЛЕГЕНДАМИ.

Поэтому, вся греклянская красота отправляется, как минимум, в иные сто- а то и тысяче-летия, а как максимум — в тигель, как откровенная подделка!