Персонажи

Жетон из моей коллекции

Людовик XV

— 65-й король Франции: 1 сентября 1715 — 10 мая 1774. Людовик вступил на престол в возрасте 5 лет, под опекой регента Филиппа Орлеанского, племянника покойного короля.

25 октября 1722 года 12-летний Людовик был коронован в Реймсе (или, все-таки согласно данным на некоторых счетонах и мнению одного уважаемого советского ученого — это произошло в 1723 году?). В 1723 году Людовик был объявлен совершеннолетним, но власть продолжала оставаться в руках Филиппа Орлеанского, а по смерти последнего перешла к герцогу Бурбону. В 1726 году король объявил, что он берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флери, который руководил страной до своей смерти в 1743 году, стараясь заглушить в Людовике всякое желание заниматься политикой. Кардинал Флери умер в начале войны, и король, вновь заявив о своём намерении самостоятельно управлять государством, никого не назначил первым министром. c 1745 года попав всецело под влияние маркизы де Помпадур. В 1756 году вспыхнула Семилетняя война, в которой Людовик стал на сторону Австрии, традиционной противницы Франции, и (несмотря на локальные победы маршала Ришельё) после целого ряда поражений вынужден был заключить в 1763 году Парижский мир, лишивший Францию многих её колоний (между прочим — Индии, Канады) в пользу Англии, которая сумела воспользоваться неудачами своей соперницы, чтобы уничтожить её морское значение и разрушить её флот. Франция опустилась до уровня третьестепенной державы. Король умер от оспы, заразившись ею от молодой девушки, присланной ему Дюбарри.

Контакты с Россией, в целом, были и непредпочтительны, и непостоянны. Один из эпизодов — это приезд во Францию Петра I в 1717 году, обнадеженного возможным политическим союзом и другой, опять же памятуя о возможном союзе, «прожект» о браке между королем и цесаревной Елизаветой (будущая Елизавета I Петровна). В Петергофе в Нижнем парке – копия утраченного после войны памятника «Петр I с малолетним Людовиком XV на руках» (изначально работы Р. Л. Бернштама). Скульптура иллюстрирует визит российского царя во Францию в 1717 г., когда Петр поднял на руки малолетнего французского короля и произнес: «В моих руках — вся Франция».

Для французов визит Петра оказался крайне полезным — они наконец-то узнали, на чем приcягали при коронации их короли, начиная с Франциска II!

 

Минерва (лат. Minerva), 

соответствующая греческой Афине Палладе — итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

В древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 г. до н. э. при храме Минервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. Отсюда выражение: «человек всех Минерв» (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также ироничное: «тучная Минерва» (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато.

После отождествления римской Минервы с греческой Афиной (см. лектистерний) Минерва Авентийская Жетон из моей коллекциипочиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изображений Афины. Так, в эпоху Итальянского Возрождения сложились два образа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — «вооруженная») и Минерва Пацифика (лат. pacifica — «умиротворенная, мирная») (см.
Медичи школа; «Паллада и кентавр»). В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки (см. также «Семь свободных искусств») представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга (рис. 424), сова (рис. 425) либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: «Итак будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16).

В эпоху Рококо первой половины XVIII в. и Неоклассицизма второй половины XVIII в. светских красавиц, знатных дам принято было изображать в образе Венеры, Гебы, Дианы и Минервы как покровительниц искусств.

Капитолийский храм (лат. Aedes Iovis Optimi Maximi Capitolini, aedes Capitolina) был древнейшим храмом на Капитолии. В нём почиталась Капитолийская триада (Юпитер, Минерва и Юнона).