Палеография

Читаем легенды древне-греклянских монет — и все как белым днем!

Стоит взять какую-нибудь средневековую и… черт знает, что! Они еще и писать разучились?!!!

Вот для примера — пара счетонов с одинаковой легендой «AVE MARIA GRACIA PLENA» (Радуйся, Богородица, исполненная милости). Насколько легко Вам удастся прочитать надпись, даже зная дословно ее текст?
Жетон из моей коллекции

Понятно направление развития шрифта, применяемого для монет и счетонов — от Ломбардийского (и его Готических вариаций) — до латинского «Римского» образца. Понятен традиционный подход традиционных историков — идеальный латинский шрифт древних римлян, затем период дегенерации Европейского населения, полная раннесредневековая амнезия, тотальное употребление трудночитаемого Ломбардийского шрифта и различных его вариаций, и — (слава всемогущему Ренессансу!!!) — возвращение к истокам и резкий переход к латинскому шрифту в середине XVI века (синдром ренессансного черта из табакерки).

Забавно, что если латинский шрифт реально начал употребляться в XVI веке, то все, что на нем написано автоматически попадает в … правильно! — именно в этот самый XVI век, никак не раньше. Поверить в то, что Европу поразил глобальный вирус дебилизма и она забыла, как выглядит латинский шрифт, я лично не в состоянии.

С палеографией тесно связана геральдика, ибо развитие их шло рука об руку.

Жетон из моей коллекцииВ период, который нас интересует — XII -:- XVIII века — много несуразиц, типа отката к ломбардийскому шрифту в некоторых частях Европы, непонятные всплески выпущенных монет с отменным качеством, или, наоборот — отвратное качество, когда уже технология позволяла изготавливать монеты в гораздо лучшем виде, чем раньше; отставание на десятки лет в овладевании новинками технологий в некоторых частях Европы — все это требует изучения, чем и занимаюсь в настоящее время.

Под Ломбардическим понимают округлый (буквы C, E, G, O, P, Q) Готический шрифт, который доминировал на средневековых Английских и Европейских монетах в течение трех веков, предшествовавших «возрождению» латинского Римского (Roman) шрифта в период так называемого «ренессанса».

J.F.Lhotka отмечает следующие отличительные черты Ломбардического письма на монетах:

  • использование прописных h, m, n, t наряду с остальными заглавными буквами, причем h часто писалась как n,
  • округлую форму букв E, G, F — напоминающих C (и друг друга), причем C и E часто оказывались в зеркальном отражении, напоминая D,
  • схожесть букв K и R (а так же D и O, T и M )
  • N часто писалась в виде H,
  • S иногда изображалась лежащей на боку,
  • U  и J не употреблялись, вместо них использовались V и I соответственно,
  • вместо W  употреблялось двойное VV.

Неплохой пример ломбардического письма имеется на саркофаге Святого Симеона в одноименной церкви в Задаре (Хорватия), построчное сравнение с «расшифровкой» показывает насколько он трудно читаем и тяжел (и это еще отличный образец «каллиграфии»):

  S    Y     M    E    O   N:    H    I.    C.   I    V    S      T      V    S.  Y

   E     X     V    M.  D   E.   V    I     R    G    I    N      E.   N   A    T

   V    M.   V   L    N    I       S:   Q    V   I.    T   E     N    V    I     T

  H     A     C.  A    R    C   H     A.   P    A   C     E:   Q    V   I     E

      S    C    I    T.   H    V    N   G      A    R    I    E.    R    E    G    I

  N      A.    P   O     T   E    N     S:   I    L     L     V    S    T     R    I

   S:     E    D.   A   L     T    A:   E    L    Y   Z    A    B      E     T.    I

  U      N   I     O     R   Q    V    A    M.  V    O    T    O:  C    O     N

    T   V   L     I     T.   A     L   M    O.          A   N    N    O.   M     I

  L      L    E    N   O:    T   R    E    C     E    N    O:   O    C     T     V

  A      G    E    N     O.

Это образец шрифта, который на монетах относится к XV веку. Если смотреть историю его развития, то  сообщается, что происходило это следующим образом:

Буквы с легенд на монетах периода Каролингов (751—987)

Буквы с легенд на монетах XII века

Буквы с легенд на монетах XIII века

Буквы с легенд на монетах XIV века

Ralph S.Walker недоуменно восклицает: «Технология изготовления монет, кажется, не имеет ничего общего с тем мастерством, с которым художники ренессанса ваяли свои скульптуры. В Италии контраст между прекрасными скульптурными композициями, выставленными на публичных площадях и скверах и грубым, скупым дизайном монет в XIII и XIV просто поразителен!»

Не повод ли это задуматься над тем, что РЕАЛЬНО ВСЕ ЭТИ СКУЛЬПТУРЫ БЫЛИ ИЗГОТОВЛЕНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗЖЕ?!

Буквы с легенд на монетах XV века

Вот общая сравнительная таблица алфавитов:

Когда же ломбардический шрифт вышел на монетах из употребления?

Сообщается, что в Италии практически повсеместно с 1460 г., на папских монетах из Авиньона — около 1483, во Франции в разных областях — в период с 1843 по 1550, в Германии — где-то с 1544, то есть, резюмируя, многие монетные дворы с 1516 г., а почти все оставшиеся — с 1537 +/- 3 года.

Шотландия также попадает в этот интервал.

Вновь выбивается Англия, такое ощущение, что 30 с гаком километров Ла-Манша были крайне труднопреодолимым препятствием для монетных технологий. Латинский шрифт «Римского» образца, немного отличающийся от стандарта, с примесью готических букв, появляется на ранних выпусках монет 1526 года и тут же исчезает почти что до кончины Генриха VIII (1509-1547), при этом во всю используется на выпусках 1546-51 годов, для того, чтобы снова уступить место ломбардическому шрифту, который будет использоваться еще и при Марии Тюдор (1553-1558). Окончательная перемена случится при Филиппе ( Филипп II — король Испании, за которого  в 1554 году вышла замуж Мария).

Таким образом, фактически, не было постепенного перехода от ломбардичнеского шрифта к латинскому «Римского» образца. перемена случилась резко и революционно.

Жетон из моей коллекции

Нужно отметить, что на счетонах со счетчиком за абаком на аверсе и латинским алфавитом на реверсе мастера Damian Krauwinckel (1543 — 1581) самой часто встречающейся («застывшей») датой является год 1553. Не год ли это рождения этого самого, так хорошо нам знакомого по нынешним, ну и, конечно — по древне-греклянским монетам латинского шрифта? И видимо, задача этих, как их называли «школьных» счетонов, была научить вовсе не школьников, а  немногочисленных грамотных взрослых.

 *******

Отчего?!!!

Отчего эти шрифты такие (скажем мягко — не дюже простые для чтения, несуразные), совершенно не столь элегантные, как древнегреклянские или постренессансные?!

Ответ все тот же самый — ТЕХНОЛОГИЯ!!! Технология, которой обладали мастера в указанные века (а реально, возможно и в XVI-XVII веках) — не давала возможности исполнять те самые изящные шрифты якобы древне-римского пошиба.

Об этом — в другой главе, в разделе «Как и из чего».