Палеография
Читаем легенды древне-греклянских монет — и все как белым днем!
Стоит взять какую-нибудь средневековую и… черт знает, что! Они еще и писать разучились?!!!
Вот для примера — пара счетонов с одинаковой легендой «AVE MARIA GRACIA PLENA» (Радуйся, Богородица, исполненная милости). Насколько легко Вам удастся прочитать надпись, даже зная дословно ее текст?
Понятно направление развития шрифта, применяемого для монет и счетонов — от Ломбардийского (и его Готических вариаций) — до латинского «Римского» образца. Понятен традиционный подход традиционных историков — идеальный латинский шрифт древних римлян, затем период дегенерации Европейского населения, полная раннесредневековая амнезия, тотальное употребление трудночитаемого Ломбардийского шрифта и различных его вариаций, и — (слава всемогущему Ренессансу!!!) — возвращение к истокам и резкий переход к латинскому шрифту в середине XVI века (синдром ренессансного черта из табакерки).
Забавно, что если латинский шрифт реально начал употребляться в XVI веке, то все, что на нем написано автоматически попадает в … правильно! — именно в этот самый XVI век, никак не раньше. Поверить в то, что Европу поразил глобальный вирус дебилизма и она забыла, как выглядит латинский шрифт, я лично не в состоянии.
С палеографией тесно связана геральдика, ибо развитие их шло рука об руку.
В период, который нас интересует — XII -:- XVIII века — много несуразиц, типа отката к ломбардийскому шрифту в некоторых частях Европы, непонятные всплески выпущенных монет с отменным качеством, или, наоборот — отвратное качество, когда уже технология позволяла изготавливать монеты в гораздо лучшем виде, чем раньше; отставание на десятки лет в овладевании новинками технологий в некоторых частях Европы — все это требует изучения, чем и занимаюсь в настоящее время.
Под Ломбардическим понимают округлый (буквы C, E, G, O, P, Q) Готический шрифт, который доминировал на средневековых Английских и Европейских монетах в течение трех веков, предшествовавших «возрождению» латинского Римского (Roman) шрифта в период так называемого «ренессанса».
J.F.Lhotka отмечает следующие отличительные черты Ломбардического письма на монетах:
- использование прописных h, m, n, t наряду с остальными заглавными буквами, причем h часто писалась как n,
- округлую форму букв E, G, F — напоминающих C (и друг друга), причем C и E часто оказывались в зеркальном отражении, напоминая D,
- схожесть букв K и R (а так же D и O, T и M )
- N часто писалась в виде H,
- S иногда изображалась лежащей на боку,
- U и J не употреблялись, вместо них использовались V и I соответственно,
- вместо W употреблялось двойное VV.
Неплохой пример ломбардического письма имеется на саркофаге Святого Симеона в одноименной церкви в Задаре (Хорватия), построчное сравнение с «расшифровкой» показывает насколько он трудно читаем и тяжел (и это еще отличный образец «каллиграфии»):
S Y M E O N: H I. C. I V S T V S. Y
E X V M. D E. V I R G I N E. N A T
V M. V L N I S: Q V I. T E N V I T
H A C. A R C H A. P A C E: Q V I E
S C I T. H V N G A R I E. R E G I
N A. P O T E N S: I L L V S T R I
S: E D. A L T A: E L Y Z A B E T. I
U N I O R Q V A M. V O T O: C O N
T V L I T. A L M O. A N N O. M I
L L E N O: T R E C E N O: O C T V
A G E N O.
Это образец шрифта, который на монетах относится к XV веку. Если смотреть историю его развития, то сообщается, что происходило это следующим образом:
Ralph S.Walker недоуменно восклицает: «Технология изготовления монет, кажется, не имеет ничего общего с тем мастерством, с которым художники ренессанса ваяли свои скульптуры. В Италии контраст между прекрасными скульптурными композициями, выставленными на публичных площадях и скверах и грубым, скупым дизайном монет в XIII и XIV просто поразителен!»
Не повод ли это задуматься над тем, что РЕАЛЬНО ВСЕ ЭТИ СКУЛЬПТУРЫ БЫЛИ ИЗГОТОВЛЕНЫ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОЗЖЕ?!
Вот общая сравнительная таблица алфавитов:
Когда же ломбардический шрифт вышел на монетах из употребления?
Сообщается, что в Италии практически повсеместно с 1460 г., на папских монетах из Авиньона — около 1483, во Франции в разных областях — в период с 1843 по 1550, в Германии — где-то с 1544, то есть, резюмируя, многие монетные дворы с 1516 г., а почти все оставшиеся — с 1537 +/- 3 года.
Шотландия также попадает в этот интервал.
Вновь выбивается Англия, такое ощущение, что 30 с гаком километров Ла-Манша были крайне труднопреодолимым препятствием для монетных технологий. Латинский шрифт «Римского» образца, немного отличающийся от стандарта, с примесью готических букв, появляется на ранних выпусках монет 1526 года и тут же исчезает почти что до кончины Генриха VIII (1509-1547), при этом во всю используется на выпусках 1546-51 годов, для того, чтобы снова уступить место ломбардическому шрифту, который будет использоваться еще и при Марии Тюдор (1553-1558). Окончательная перемена случится при Филиппе ( Филипп II — король Испании, за которого в 1554 году вышла замуж Мария).
Таким образом, фактически, не было постепенного перехода от ломбардичнеского шрифта к латинскому «Римского» образца. перемена случилась резко и революционно.
Нужно отметить, что на счетонах со счетчиком за абаком на аверсе и латинским алфавитом на реверсе мастера Damian Krauwinckel (1543 — 1581) самой часто встречающейся («застывшей») датой является год 1553. Не год ли это рождения этого самого, так хорошо нам знакомого по нынешним, ну и, конечно — по древне-греклянским монетам латинского шрифта? И видимо, задача этих, как их называли «школьных» счетонов, была научить вовсе не школьников, а немногочисленных грамотных взрослых.
*******
Отчего?!!!
Отчего эти шрифты такие (скажем мягко — не дюже простые для чтения, несуразные), совершенно не столь элегантные, как древнегреклянские или постренессансные?!
Ответ все тот же самый — ТЕХНОЛОГИЯ!!! Технология, которой обладали мастера в указанные века (а реально, возможно и в XVI-XVII веках) — не давала возможности исполнять те самые изящные шрифты якобы древне-римского пошиба.
Об этом — в другой главе, в разделе «Как и из чего».