Не только на зубок

С кого же начать тему определения чистоты состава изделия из драгоценного металла, как не со всеми любимых греклян?

Со школьной скамьи мы знаем, как в III веке до нашей эры царь Сиракуз Гиерон крепко засомневался в чистоплотности золотых дел мастера, изготовившего ему корону, и обратился к Архимеду, чтобы тот вывел проходимца на чистую воду по поводу нечистого золота, которое тот явно использовал для сего ювелирного изделия. Архимед, разгорячившись от тщетных попыток придумать верный способ изобличения, рухнул в ванну и тут же открыл основной закон гидростатики. Знаменитое «Эврика!» разнеслось над Сиракузами и беспорточный «Выдающийся Ум» (таков перевод его имени с греческого, т.е. ник) с помощью своего открытия спас Гиерона от позора, который мог бы пасть на голову царя в виде фальшивки.

Естественно, что в темные века сей замечательный способ был полностью забыт (кстати, Архимед с его другим изобретением уже был как-то нами отнесен из III века до нашей эры эдак почти на пару тысячелетий ближе к нам) и пользовались в средние века пробирным камнем и пробирными иглами, да еще «огневым» методом.

Понятное дело, что борзописцы-историки и эти методы запихнули в далекое греклянское прошлое. Вот, что говорят об этом Брокгауз и Ефрон:

«Проба и пробирное дело — (Probe, essai) — так называется определение лигатуры в драгоценных металлах, а также знаки, налагаемые особыми контрольными учреждениями на изделия из них с назначением гарантировать для частных лиц определенное законом содержание благородных металлов в изделиях из сплавов. Проба была известна уже древним. Полибий, живший во II в. до Р. Х., упоминает об испытании серебра огнем, т. е. по изменению его цвета вследствие накаливания. Тот же способ приводится Плинием. Известное знаменитое определение пробы Архимедом золотой короны царя Сиракузского Гиерона II (269—215 до Р. Х.), в металл которой золотых дел мастер из корыстных видов подмешал серебро. Самый употребительный способ пробы у древних было испытание на пробирном камне (βάςανος, λυδίη πέτρι, ακόνη, coticula, index, obrussa), на котором у греков производилась проба уже с VI в. до Р. Х.»

Странно, что Архимед не воспользовался методом, широко известным в течение 300 лет, что стоило чиркнуть короной по пробирному камню? Но нет, древние грекляне не искали легких путей! Ну да оставим мифы  в стороне и попытаемся разобраться, какие методы могли быть реально доступны в средние века.

D.Cooper сообщает, что формальная процедура пробирования монет была, якобы, установлена в Англии во времена Генриха III, который в 1248 году потребовал от мэра Лондона производства процедуры проверки контрольных экземпляров, которые откладывались от каждой партии производимых монет и запирались в особом опломбированном ящике.

Пробирные камень и иглы

Пробирный камень, называвшийся так же и Лидийским — предпочтительно черного цвета  базальт, либо кремневый сланец, без посторонних вкраплений, ровный, на котором остается четкий след, если провести по нему исследуемым изделием. По сути, это прекрасный неразрушающий метод (количество снимаемого для опробования материала составляет всего 0,00001-0,0001 г.). позволяющий с достаточной для обычных практических целей точностью (2-3%) определить содержание драгоценного металла в сплаве.

Исследуемым изделием (например, золотым) по пробирному камню натирается  полоса (шириной 3-4 мм) и рядом натираются несколько полос различными пробирными иглами из набора, содержащего, согласно описанию Георгия Агриколы (отца минералогии, жившего, как утверждается в XVI веке) 24 эталона, с содержанием золота от 1 до 24 карат, до тех пор, пока цвет исследуемой и эталонной полос не совпадет.

Вот как этот процесс описан в английской книге 1667 года:

» Чтобы распознать хороший пробный камень (Touchstone),  нужно знать, что наилучший должен быть очень черным, и однородно мелкозернистым, тонко отполированным, безо всяких каверн, твердости кремня, но такой шероховатости, чтобы оставался отчетливый след, если провести по нему золотым или серебряным изделием. Правильный след должно делать следующим способом: взять очень чистый камень (если на нем грязь, то нужно сперва намочить его, потом обтереть насухо чистой шерстяной тканью; если на нем следы от прежних проб золота или серебра, то наилучший результат дает очистка в воде с помощью пемзы) и провести исследуемым изделием, равномерно и и сильным нажимом, черту длиной не более четверти инча (6-7 мм) и шириной с серебряные 5 шиллингов, повторяя это до тех пор, пока эта черта не станет яркой, как сам металл изделия; таким же образом рядом натрите полосы пробирными иглами, после чего смочите все полосы слюной и соответствие станет очевидно».

Совпадение цвета исследуемой и эталонной полосы и будет показателем содержания драгоценного металла в сплаве.

В конце XVIII века J.Wedgwood поставлял пробирные камни, сделанные из черной керамики в Этрурии.

Три набора игл использовалось для определения пробы золота — первый из сплава золота с серебром, второй — с медью, третий — со смесью серебра и меди. Для серебра — из сплава серебра с медью. Усовершенствованная технология подразумевает проведение поперек данных полос еще одной черты реактивом (чаще всего кислотой, например соляной), что делает окрас полос специфичесчким и более ярко выраженным, а значит, повышает точность определения пробы, однако для серебра он менее приемлем из-за взаимодействия с кислотой.

Это, бесспорно, прекрасный метод и я рад за древних греклян, которые использовали его уже в VI в. до н.э. Однако, до того, как его использовать, необходимо изготовить сами эталонные иглы с очень высокой точностью, так как разница в процентном содержании золота в соседних иглах немногим больше 4%. Как и каким способом в средние века (а не  то, что в VI веке до нашей эры!) было возможно изготовить и проконтролировать состав самих эталонных игл?

Подразумевается, что иглы делались из чистых металлов, не имеющих примеси. Агрикола сообщает, что для первой иглы берется 23 части чистого золота и 1 часть чистого серебра, и так далее. Игла №24 будет содержать 1 часть золота и 23 части серебра. Чистое золото и серебро получалось с помощью огневого метода и, для золота — с применением соляной кислоты.

Огневой метод, или «купеляция» применялся и для определения пробы благородных металлов. Для серебра он был преимущественным. Когда именно купеляция стала применяться, достоверных сведений нет, предполагается, что в начале XIV века, хотя историки, как обычно, не сомневаются, что технология была известна древним греклянам.

Метод двухшаговый и состоит в расплавлении золотого или серебряного образца вместе со свинцом в керамическом сосуде и дальнейшем плавлении сплава в чашечке-«капели», спрессованной из костяной золы, при температуре 850-900 градусов С. Когда над расплавом продувается воздух, свинец окисляется, захватывая примеси и адсорбируется пористой поверхностью капели, а благородные металлы остаются на её поверхности в виде так называемого «королька».

Разница в первоначальном весе образца и весе конечного очищенного благородного металла дает возможность определить первоначальную концентрацию последнего в исследуемом образце. Например, образец весил изначально 10 грамм, конечный продукт — 9 грамм, следовательно процентное содержание благородного металла составит 90%.

При всей кажущейся простоте метода, необходимо выдерживать технологию разогрева печи и капелей, размещения последних в печи, температурного режима, который необходимо своевременно и понижать, и повышать, во избежание  потерь драгоценного металла, которые при неправильно проводимом процессе могут составлять до 5%.

 

(продолжение следует…)