Правдоподобная (часть II)

Часть I.

Часть II.  (ниже на этой странице)

Часть III. Палата Шахматной Доски

 

*******

Счетоны начали использоваться во Франции и Нижних Странах сначала, и это не удивительно, в центральных государственных финансовых и казначейских учреждениях. Дальше они распространились по администрациям провинций и городов, производственным гильдиям и частным предприятиям. Самый ранний из известных счетонов парижского муниципалитета  с амбициозным лозунгом «Vive le roy et ses amis» (Да здравствует король и его друзья) относится к периоду между 1380 и 1422 годами (царствование Карла VI). Для официальных учреждений штамповались именные счетоны. Уже в начале XV века некоторые провинциальные города Франции и Фландрии имели счетоны со своими собственными гербами, но обычной практикой это стало уже после 1600 года.

Дизайн счетонов иногда копировался с других образцов, иногда мастер разрабатывал свой собственный, особенно именитые мастера-гравировщики медалей и монет. С другой стороны, среди дизайнеров попадаются и школяры, и госработники, и даже монархи. Во Франции, например, активную роль в разработке дизайна жетонов принимал Генрих IV, да и Ришелье приложил свою руку, и многие другие. В 1663  году четыре члена Французской Академии были выбраны для утверждения образов и легенд жетонов и медалей. Эта четверка, известная под именем «Малой Академии» переросла в конце концов в Королевскую Академию Надписей и Медалей, которая в 1701 году была реорганизована и состояла уже из 40 членов и стала обладать монополией на разработку дизайна всех жетонов, выпускавшихся в стране. В Нидерландах была схожая ситуация и производство счетонов строго регламентировалось. В результате этого качество официальных жетонов стало отменным.

Отмечается, что качество счетонов было значительно лучше, чем качество монет, выпускавшихся в то же время. Это повод задуматься — могло ли быть такое на самом деле, и не следствие ли это того, что части счетонов (или монет) приписываются фальшивые сроки выпуска. Еще один анахронизм, который должен привлечь внимание — то, что некоторые серии жетонов мастера Lauffer Lazarus Gottlieb (с аббревиатурой L.G.L.), относящиеся ко времени Людовика XIV и раннего Людовика XV  и имитирующие официальные Французские жетоны, выполнены с заметно лучшим качеством, нежели остальные обычные Нюрнбергские жетоны, или счетоны того же самого мастера.

Если медные или латунные счетоны после годового использования переходили в качестве поощрения в собственность работников, то выпускавшиеся серебряные и золотые счетоны употреблялись, в основном не для расчетов, а в качестве гонорара или подарка. В 1682 году Королевская Сокровищница распределила 26000 серебряных и 700 золотых счетонов. Обычно, и начало этому было положено в конце XV века,  это делалось в подарок к Новому Году. Бонусный характер этих раздач подтверждается тем, что с конца XVII века такие гонорары стали заменяться денежным эквивалентом.

Случалось, что счетоны использовались вместо денег, бывало, что их схожесть с деньгами открывала возможность шулерства. Например в архивах Лондона имеется запись о том, что в 1378 году некто Джон Грей приобрел у некоего Джона Тилни два рулона атласа и, показав в качестве залога настоящие деньги, подсунул жетоны. Когда фальсификация раскрылась, Грея осудили и, одев ему на шею ожерелье из его же счетонов, привязали на площади в наказание на час к позорному столбу.

Наборы счетонов дарились к Новому Году высокопоставленным лицам и самим королевским особам. Набор обычно состоял из 100 штук (минимально — 30) и помещался в чехол, который мог быть сделан из различных материалов — материи, кожи, дерева, металла, простых или декорированных, в зависимости от ранга одаряемого.

Помимо этого существовали так называемые присутственные (jeton de presenсe) и церковные (mereau). Предназначение и тех и других было, в принципе, одинаковым — их раздавали на различных собраниях. Первые — на собраниях штатских — например, городской управы и различных обществ, вторые — на церковных службах, что служило, в том числе — и способом контроля за посещением (и поощрением посещения) таких мероприятий. Например, через какие-то промежутки времени монастырские казначеи обменивали прихожанам счетоны на соответствующее денежное вознаграждение. Нет причин считать, что эти жетоны не использовались в качестве счетонов, ибо по всем параметрам они абсолютно идентичны.

К началу XVIII века  уже не только любой городишко, но почти каждая корпорация, общество или ассоциация во Франции имела свои жетоны. Но к этому времени они уже фактически перестали быть счетонами, потому что метод расчета с помощью абака отмирал, уступая место письменным расчетам с помощью индо-арабских цифр.

Возвращаясь к официальным французским счетонам, то наивысшего расцвета — и с точки зрения численности, и с как источник исторической информации — они достигли при Людовике XIV (1638— 1715), начали угасать при его наследнике и были фактически уничтожены Французской революцией (1789).

То, как счетоны выходили из обращения в Англии красноречиво говорят издания первой английской арифметики Рекорда — если в 1668 и 1673 годах глава, посвященная вычислениям с помощью счетонов присутствует, то в издании 1699 года ее уже нет.

Введение десятичной системы во Франции со времени Великой Французской Революции поставило крест на счетонах, как средстве вычислений. Вместе с уничтожением старого монархического государственного механизма был наложен запрет на использование присущих ему процедур, среди которых оказалось и, после своей почти 600-летней истории,  применение счетонов. Десятичная система нанесла им смертельный удар. Более того, счетоны, воспринимаемые революционерами, как атрибут монархического режима, попали в опалу. По распоряжению революционного правительства счетоны, на которых фигурировали имена и гербы королевских смейств, были отправлены в переплавку.

Продолжился лишь выпуск жетонов для игры и медалей.

Счетоны стали частью истории.

 

Часть III. Палата Шахматной Доски