Св. Марк Евангелист на счетонах

Христианская символика встречается на счетонах довольно часто. Это и символ «IhS», и мадонна c младенцем, и Агнец Божий, и герой этой заметки — Св. Марк Евангелист в образе крылатого льва в нимбе и с книгой в лапе. Лев Св.Марка как символ Венеции обычно изображался с раскрытой книгой, на страницах которой можно прочесть латинскую надпись PAX TIBI MARCE EVANGELISTA MEUS (Мир тебе, Марк, мой Евангелист).

В лекции Н.Чаминой приводится следующая интересная информация.

В христианской иконографии крылатый лев появляется в конкретном тексте, в Откровениях Иоанна Богослова и ранее в видении пророка Иезекииля, где представлен так называемый тетраморф, крылатое существо с четырьмя лицами (человека, льва, быка и орла). В Откровении тетраморф разделяется на четырех апокалиптических существ, стражей четырех углов трона Господа и четырех пределов рая. Позднее эти символы переходят в иконографию Нового Завета в применении к четырем творцам канонических Евангелий.

В венецианский миф прочно входит легенда, созданная около середины XIV века. Она содержится в хронике Андреа Дандоло, и в ней утверждается эмблематическая связь льва с Венецией. После того, как ангел в образе крылатого льва явился во сне святому Марку, возвестив о месте его будущего упокоения мощей, что было в эпоху Римской империи, когда святой направлялся из Ааквилеи в Рим, а северо-восток Италии, земли венетов были обращены в христианство Марком, согласно преданию, его корабль по пути из Ааквилеи в Рим попал в шторм на водах лагуны.

И во сне он увидел ангела, возвестившего: “Pax tibi, Marce, evangelista meus” («Мир тебе, Марк, евангелист мой, здесь упокоится тело твое»).

На изображениях лев то появляется из волн с книгой в лапах, то гордо шагает с воды на сушу, и в лапах он может держать не только Евангелие, но и меч, хвост трубой или буквой S, крылья распахнуты и так далее. Все эти иконографические типы подпитываются государственной идеологией и народной молвой, в массе своей отмечая разные формы главной политической легенды, зачастую в анекдотических трактовках. Так, например, считалось, что, если лев на колонне изображается с закрытым Евангелием, это означает, что город осажден или побежден, а если книга открыта, то декларировалась связь города с Венецией.

Еще один любопытный эпизод связан с положением хвоста. Хвост трубой якобы означал победу. Согласно поговорке, когда лев святого Марка поднимает хвост, все остальные его поджимают. Часто он принимает очертания латинской буквы S, и это очевидная аллюзия на имя Светлейшей, Serenissima, Светлейшая республика.

Нюрнбергские счетные жетоны с изображением апостола Марка в виде крылатого льва в нимбе и с евангелием в лапе выпускали наиболее известные династии мастеров жетонного дела — Shultes и Krauwinckel. При этом каждая из династий привнесла в типичный по позе облик льва (стоящего влево на трех лапах и держащего в правой передней лапе книгу) свои неповторимые черты.

A
B
C
D (счетон из коллекции автора)
F
  1. Направление морды ‐ (B) влево / (C) прямо / (A) вправо
  2. Нимб – (B) в одну линию / (C) в 2 линии
  3. Розетка в нимбе – (E) есть / (B) нет
  4. Розетки / жемчужины вокруг льва – (A) есть / (B) нет
  5. Форма крыла – (C) перья одной длины / (A) верхние перья длиннее
  6. Форма хвоста – (A) 3 длинных конца вверх / (C) трелистник вверх / (B) пятилистник вверх / (D) с кисточкой вниз / (F) 4 завитка вверх /
  7. Форма лап – (A) тонкие птичьи / (B) толстые птичьи / (C) копыта / (D) подушки / (F) львиные
  8. Форма книги – (B) абстрактная / (A) прямоугольная с 2 точками под лапой / (D) прямоугольная без точек под лапой

По форме хвоста можно определить династию мастера:

Вверх с трилистником на конце– мастера семейства SHULTES (1515 – 1612 г.)

Вверх с 4 завитками или пятилистником на конце / вниз с кисточкой на конце ‐ мастера семейства KRAUWINCKEL (1543 – 1635 г.)

С тремя длинными концами вверх – мастер не установлен. Легенда на этих счетонах с обеих сторон состоит из бессмысленного (иногда повторяющегося) набора букв ломбардическим шрифтом. Выпущены они ориентировочно ‐ до 1616 года, с которого указом властей Германии все счетные жетоны должны были нести имя мастера и наименование «счетный жетон».)

Комментарий:

RSS 2.0" title="Подпишитесь на комментарии к этой записи через RSS 2.0">RSS подписка